В букварный период мы знакомим детей с особенностью буквы Ь: буква есть — звука нет. Рассматриваем роль мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного, например, кон — конь, угол — уголь. Здесь обращаем внимание и на смыслоразличительную роль буквы в языке: кон — одна партия какой-то игры (этап), конь — это животное; угол — это геометрическая фигура, например, а уголь — это полезное ископаемое, топливо. Для того, чтобы научить ребенка читать, рассматривается в букварный период и разделительная роль мягкого знака, когда буква становится препятствием в слогослиянии согласный + гласный, например, Коля — колья.

Во 2-м, 3-м и 4-м классах на уроках русского языка роль мягкого знака изучается подробнее.

На 1-м уроке изучения темы «Разделительный Ь» применяю игровую ситуацию: надо приготовить воду для консервации овощей, например огурцов, или для того, чтобы отварить рис \ макароны. Приглашаю одного ребенка к доске, и разыгрываем с ним сценку.

Учитель.

— Добавь в кастрюлю с водой соль. Скажи, что ты делаешь.

Учащийся.

— Я солю воду.

Слово «солю» выводится на экран \ доску.

Этот ученик проходит на свое рабочее место. Учитель приглашает другого ученика. 

Учитель.

—  Очень много воды в кастрюле, нам столько не надо. Что ты сделаешь?

Ученик.

— Я солью лишнюю воду (и он какую-то часть воды выливает из кастрюли).

Слово «солью» выводится на экран.

Учитель благодарит за помощь,  и ученик проходит на свое рабочее место.

Продемонстрировав наглядно действия, которые являются объяснением лексических значений слов «солю — солью», создав проблемную ситуацию с написанием в одном из слов Ь, а в другом слове его отсутствие, далее следует этап изучения темы с ответом на вопрос «почему?».

Необычно, ярко, эмоционально, доступно и понятно. Времени инсценировка занимает немного: 3-4 минуты, а значение в изучении темы велико. Поэтому: легко учить и учиться.



Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Блог\рецепт успеха

Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Практико-ориентированный подход на уроках чтения

Тема1. Букварный период обучения.
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Практико-ориентированный подход на уроках математики

Тема 1. Умножение и деление на 2 и 4.
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Авторитаризм и демократизм

Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

И снова про чтение

Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Лабиринты общения

Можно ли спорить с учителем?
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

И снова про читательский дневник

Отзыв на прочитанное произведение
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Работа с книгой

Как подготовиться к сочинению
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

1 класс — летние каникулы — 2 класс

Советы родителям учащихся, которые перешли во 2 класс
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

ЕГЭ

плюсы и минусы
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Безударные гласные

в корне слова, проверяемые ударением
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Каникулы

Чем занять ребенка?
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Конфликты в родительских чатах

Как избежать неприятностей?
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

1 парта

Важна ли первая парта?
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Порядок на столе

все под рукой? ничего лишнего
Практико-ориентированный подход на уроке русского языка. Matryoshka64

Таблица умножения и деления

Надо ли учить таблицу летом?