На своем примере объясню разницу. Начала я свой педагогический путь с применения авторитарного стиля преподавания и общения. Если бы Вы мне сказали об этом тогда, я бы обиделась и с пеной у рта стала бы, размахивая руками, убеждать Вас в обратном. А сегодня я, проанализировав и осознав, признаю данный факт. Не представляйте меня злодеем, нет, ни в коем случае! Я никого не мучила и не грызла. Это был юношеский максимализм, когда не видишь горизонтов и под ногами тоже ничего не видишь. Проработав в школе более 30 лет, могу сказать, что я быстро перестроилась и перешла на демократический стиль общения и преподавания. Изменения связаны непосредственно с работой, с ее нюансами, о которых простой обыватель даже не задумывается или не хочет задумываться. Когда перед Вами стоит задача научить, а это не одно и то же с тем, чтобы сообщить материал: прочитать, рассказать, написать… Научить, значит, что тот, кого учим, должен понять и овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями. Чтобы реализовать поставленную цель, необходима опора на индивидуальные особенности ученика. Появляется вариативность! Ведь каждый ребенок приходит и садится за парту не абсолютно «белым листом». Да, конечно, он многого не знает, но у каждого за плечами уже есть свой багаж знаний. Без его учета благополучной передачи знаний не произойдет. Что еще повлияло? Окружение. 30 учеников в классе (никогда меньше не было, больше было) — 30 мнений. Плюс 50 мнений родителей (обязательно были неполные семьи). Плюс 100 мнений бабушек и дедушек. Проведем нехитрые вычисления: 30 + 50 + 100 = 180. 180 мнений только в одном классе! Игнорировать их нельзя, утонете в разборе конфликтных ситуаций, а Вам учить детей надо. Два описанных мной факта стали решающими в переходе к демократизму.
Так в чем же разница? Авторитарный стиль преподавания и общения — это 1(!) и только 1(!) правильное мнение самого человека, все остальные неверные. Демократический стиль преподавания и общения — это вариативность мнений, взглядов, решений, основанных на толерантности (взаимоуважение и взаимопонимание). Мягкость дискуссии, яркость примеров, точность и обоснованность аргументации помогли мне проработать без конфликтов, остаться для кого-то другом и помощником и после окончания школы.
Каждый из нас интересен окружающим именно тем, что индивидуален. Значит везде, а не только в школе за партой, надо быть, в первую очередь, ЧЕЛОВЕКОМ, и только потом мастером на рабочем месте.
Блог\рецепт успеха
