В 1-м классе интересно и познавательно «собирать» слова из букв. Для интерактивной доски есть такое приложение, но можно воспользоваться приемами старой проверенной советской школы: наборы магнитных букв, разрезная азбука или кубики. У детей появляется возможность «пощупать» слово, подержать его в руках. Такие занятия развивают фонематический слух ребенка, его орфографическую зоркость. Это и ярко выраженный пример пары звук — буква. На практике ребенок осознает, какую букву надо писать, когда он произносит слово. Закладывается база, основа будущего правописания. Кроме этого, изменяя буквенный состав слова, учитель наглядно показывает взаимосвязь и с лексическим значением слова, и с грамматическими особенностями разных частей речи. Например, заменяя только одну букву, мы раскрываем смыслоразличительную роль буквы в слове: мал — мял — мил — мыл — мол — мул — мел — мёл. «Мал» —маленький, называет признак предмета. «Мял» — сильно сжимать, давить, называет действие. «Мул» —животное, называет одушевленный предмет. «Мел» — называет неодушевленный предмет: 1) средство для выполнения записей или изображений на поверхности (доска, асфальт), 2) средство для побелки, 3) природное ископаемое (горная порода); раскрывает и понятие многозначности лексического значения слова.
Да, на страницах Азбуки и Букваря есть подобные задания, но мы говорим о том, что для осознания какого-то материала необходимо подержать его в руках, ощутить. Особенно это важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. На уроке прием практической работы с буквами развивает и эмоциональное восприятие. Это же ситуация успеха! Эврика! Дети становятся активными участниками урока, учитель только направляет действие. С Вашей помощью ребенок движется к СВОИМ маленьким открытиям, а на этом закладывается база позитивного отношения к учебному процессу, потому что развивается познавательная активность учащихся.
А элементы соревнования сделают урок ярким и запоминающимся для всех участников процесса, в том числе и учителя. На первых этапах обучения из букв разрезной азбуки можно предложить составить как можно больше слов, заменяя только одну букву, потом удобно перейти на графические планшеты (в кабинете комплект из расчета 1 планшет на парту).
Уделите внимание практико-ориентированному подходу в самом начале обучения, и он станет успешным стартом и для Вас, как учителя, реализующего поставленные цели и задачи, и для учащихся.


