Карта помогает человеку ориентироваться в пространстве, инструкция объясняет способы применения предмета. Правила в изучении школьных дисциплинах — это и карта, и инструкция, и алгоритм действий. Правило можно не заучивать, но надо понять маршрут движения из точки А в точку В и этапы движения.
Например, правило по правописанию безударных гласных в корне слова: чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы этот гласный стал ударным.
Маршрут на орфографической карте: точка А — вопрос, какую безударную гласную надо писать в корне слова, точка В — ответ на поставленный вопрос. Этапы движения — алгоритм рассуждений:
1) определить ударный гласный
2) определить, в какой части слова находится безударный гласный
3) если в корне, то выполнить инструкцию
4) изменить форму числа или подобрать родственное слово, чтобы этот гласный звук был ударным
5) сделать вывод, написать слово с буквой гласного звука в соответствии с проверкой
6) если безударный гласный находится не в корне, применить другое правило, объясняющее правописание.
Кажется, что так много и долго. На самом деле, на уроке алгоритм проверки проговаривается много раз, так часто, что из устной и письменной форм речи переходит во внутреннюю речь. С часто употребляемыми словами, с такими как трава, летать, цветы, весна, зима, снежинка и т. д., алгоритм переходит в автоматизированное действие — навык. Чем больше ребенок читает, тем богаче его словарный запас, а значит, учащийся, а потом и взрослый, знает больше слов и их правописание.
Мало выучить правило, надо уметь его применять. Теория и практика работают только в паре. Представьте, что будущий стоматолог успешно освоил теорию лечения зубов, но ни разу не практиковался, получил диплом и пришел работать, а Вы — его первый пациент. Страшно? Так и в школе на любом учебном предмете: математике, химии, биологии, — сначала теория, потом практика.
Блог\рецепт успеха

Речь устная и письменная
