Карта помогает человеку ориентироваться в пространстве, инструкция объясняет способы применения предмета. Правила в изучении школьных дисциплинах — это и карта, и инструкция, и алгоритм действий. Правило можно не заучивать, но надо понять маршрут движения из точки А в точку В и этапы движения.

Например, правило по правописанию безударных гласных в корне слова: чтобы проверить безударный гласный, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы этот гласный стал ударным.

Маршрут на орфографической карте: точка А — вопрос, какую безударную гласную надо писать в корне слова, точка В — ответ на поставленный вопрос. Этапы движения — алгоритм рассуждений:

1) определить ударный гласный

2) определить, в какой части слова находится безударный гласный

3) если в корне, то выполнить инструкцию

4) изменить форму числа или подобрать родственное слово, чтобы этот гласный звук был ударным

5) сделать вывод, написать слово с буквой гласного звука в соответствии с проверкой

6) если безударный гласный находится не в корне, применить другое правило, объясняющее правописание.

Кажется, что так много и долго. На самом деле, на уроке алгоритм проверки проговаривается много раз, так часто, что из устной и письменной форм речи переходит во внутреннюю речь. С часто употребляемыми словами, с такими как трава, летать, цветы, весна, зима, снежинка и т. д., алгоритм переходит в автоматизированное действие — навык. Чем больше ребенок читает, тем богаче его словарный запас, а значит, учащийся, а потом и взрослый, знает больше слов и их правописание. 

Мало выучить правило, надо уметь его применять. Теория и практика работают только в паре. Представьте, что будущий стоматолог успешно освоил теорию лечения зубов, но ни разу не практиковался, получил диплом и пришел работать, а Вы — его первый пациент. Страшно? Так и в школе на любом учебном предмете: математике, химии, биологии, — сначала теория, потом практика.

Блог\рецепт успеха

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Речь устная и письменная

Почему не рекомендуют начинать предложение со слов «а», «но», «и», «потому что»?
Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Прилагательное или наречие?

Степени сравнения прилагательных и наречий. Как различить?
Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Степени сравнения наречий

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Разряды местоимений

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Варианты расположения материала в учебниках

Линейная и блочная подача материала в учебниках
Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Подготовка к школе

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Почему учиться трудно?

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

И вновь…

Есть ли хоть одна спокойная четверть в учебном году?
Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Словоплетение

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Какой он учительский путь?

Учительский путь из кварца, булыжников или гальки? Каждый увидит что-то свое.
Надо ли учить правила?. Matryoshka64

ВПР в 4 классе

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Каникулярная занятость

Необходимы ли задания на каникулах?
Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Произведения для детей

Опера и балет
Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Лист читательской грамотности

Надо ли учить правила?. Matryoshka64

Необходимы ли задания в каникулярное время?