Блочная система позволяет изучать тему некоторое время. Например, до 1990 года на прохождение темы «Безударные гласные в корне слова» планировали 27ч (уроков). Произведем нехитрый расчет: 5 уроков русского языка в неделю, 27:5=5 недель + 2 резервных урока. В течение месяца проходило ознакомление с правилом, опрос наизусть, применение этого правила в практических заданиях, расширение объема слов с орфограммой «безударный гласный в корне слова», начиная с малых сосна — сосны, дома — дом (изменяя форму единственного или множественного числа) и заканчивая подбором нескольких проверочных однокоренных слов: зеленеть — зелень, зелёный, сторожить — сторож, сторожка. В этот промежуток времени проводили несколько тематических и контрольных работ. Современный языком — шло полное погружение в тему. Дети с разным уровнем развития памяти тему в течение месяца усваивали. В то время ученик, по семейным обстоятельствам переезжавший с родителями из любой точки на карте страны в другой населенный пункт, приходил в класс и был с одноклассниками в одной теме, так как в то время только зарождалась вариативность учебных пособий. Большинство учителей преподавали по единому в стране комплекту.

В 2003 году по распоряжению администрации я перешла на другой УМК. Испытала шок. Другая подача материала — линейная. На эту же тему «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» по методическим рекомендациям авторов учебника по русскому языку отводилось, внимание, 9ч = 7 + 2, где 7 — это рабочие уроки, 2 — это проверочная и работа над ошибками. 7часов против 27! Выжала из себя всё, что знала и умела, чтобы 7 и 8-летние дети поняли, о чем идет речь. Ни о каком расширении объема слов, опроса знания правила наизусть речь не шла.

Но я не раскрыла сути линейной подачи материала. Темы следуют вперемежку: вчера изучали прилагательное, сегодня — существительное, завтра — суффиксы, послезавтра — изменение по числам. На изучение темы отводится 1-2, максимум, 3 урока.

В головах у детей «каша». Одно понятие наслаивается на другое. Практически невозможно связать предыдущий и следующий за ним урок. Привычный алгоритм составления конспекта урока меняется, так как надо учебное время посвятить только теме урока, предыдущие темы остаются «за бортом» урока. В связи с этим многие учителя негативно до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более 20 лет, относятся к этому УМК.

Удивитесь, но я полюбила этот комплект. Весь! Я считаю, что учебник литературного чтения лучший среди всех представленных в списке рекомендованных Министерством просвещения. Русский язык и окружающий мир расширяют и углубляют знания, а значит и развивают. Этот комплект полностью соответствовал стандартам НОО (начальное общее образование) 2-го поколения до точки и запятой. По русскому языку мы охватывали темы из 5, 6, 7 и 8 классов. Впервые, именно на страницах учебников этого комплекта, я познакомилась с алгоритмами рассуждений, разработанных специально для младших школьников. Вариативность по уровню сложности, по проверочным работам (русский язык — диктант, тестовая форма, осложненное списывание, контрольная работа), по учебным пособиям.

Оба варианта изучения тем: блочный и линейный, — имеют право на существование. В этом и заключается свобода выбора — вариативность. Сейчас пробуют вернуться к модели единого комплекта. Считаю, что это хорошо, тем более, что рабочая миграция увеличивает в нашей стране обороты, а это значит, переезжают семьями. Единый учебник этому способствовал бы. Но! Тогда не будет вариативности. Это «минус». А хотелось бы, чтобы были только «плюсы». Поэтому и нет до сих пор «лучшего» комплекта с «лучшим» вариантом подачи учебного материала. Сколько людей — столько и мнений. Невозможно угодить всем. Кто-то всегда будет недоволен. Но скажу Вам по секрету, учитель по любому УМК научит своих учеников и читать, и писать, и считать, и решать задачи — всему, что требуют стандарты НОО.

Успехов вам в учебе!

Блог\рецепт успеха

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Подготовка к школе

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Почему учиться трудно?

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

И вновь…

Есть ли хоть одна спокойная четверть в учебном году?
Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Словоплетение

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Какой он учительский путь?

Учительский путь из кварца, булыжников или гальки? Каждый увидит что-то свое.
Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

ВПР в 4 классе

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Каникулярная занятость

Необходимы ли задания на каникулах?
Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Произведения для детей

Опера и балет
Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Лист читательской грамотности

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Необходимы ли задания в каникулярное время?

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Весна

Весна… И сердце замирает…
Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Прореживают лес

Стихотворение Марка Вейцмана о «лишних» деревьях
Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Поздравительная открытка

Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Какой сегодня день?

10 февраля 1890 года родился Борис Пастернак. Он играл и импровизировал на фортепьяно, сочинял музыку,...
Варианты расположения материала в учебниках. Matryoshka64

Как курица лапой…

Можно ли изменить почерк? Раскрою особенности написанного.